Право как основа …
Νόμος ως βάση ... ( греч.)

Шпаргалка юриста <<
>>
§Государство

Причины возникновения государства.
Власть как общесоциальная категория.
Первобытнообщинное общество.

§Причины возникновения государства.

Причины возникновения государства:


1.необходимость единого правопорядка на определенной территории;
2.проведение масштабных сельскохозяйственных работ;
3.защита территории;
4.единое руководство обществом.

Основные формы возникновения государства:

1.восточная (Индия, Пакистан, Китай), которой характерно огромная территория, государственная собственность преобладает над частной собственностью, проведение сельскохозяйственных работ;

2.классическая (Рим, Афины), которой характерно расслоение общества на классы;

3.германская, которой характерны насильственные действия сил одной территории в отношении другой.

Признаки государства, отличающие его от племени и рода:
1.публичная власть;
2.территориальное деление населения;
3.суверенитет;
4.наличие правовой системы.

§Власть как общесоциальная категория.

Власть это явление общесоциальное, поэтому его рассматривают в общесоциальном плане.
Власть характерна для любого государства и для его составных образований.

Различают следующие виды власти.

1.Власть рода или племени.
2.Родительская власть.
3.Церковная власть.
4.Власть общественных объединений.
5.Экономическая власть.
6.Государственная (политическая) власть.

В юидической литературе существуют различные трактовки понятия власти. В соответствии с одной точкой зрения - власть это управление, где процесс управления это средство реализации власти; согласно другой точке зрения, власть это принуждение и убеждение, но данное явление скорее всего представляет собой методы власти, но не в целом властное отношение; согласно третьей точке зрения, власть это авторитет, но авторитет - качество субъекта, которым властвующее лицо может не обладать.

Энгельс в своей работе "Об авторитете" определяет власть как отношение двуединое, содержание которого означает навязывание воли властвующего подвалстному, а с другой стороны подчинение подвластного воли властвующего.

Признаки власти:

1.наличие объектов и субъектов власти, в качестве которых могут выступать отдельные лица либо коллектив;

2.волевой характер, т.е. и руководство, и подчинение должны основываться на воле и сознании людей.

Для юриспруденции основным понятием является государственная власть. Для современного состояния государственной власти характерно ее разделение, оно возоможно по вертикали и горизонтали.

Вертикальное разделение власти - разделение власти между различными уровнями государственного управления. Существуют два уровня разделения власти на вышестоящие и нижестоящие, т.е. центральный и местный уровни власти.

Горизонтальное разделение власти - разделение власти между государственными элементами на одном уровне.

Различают три ветви власти:

1.законодательная (представительная) власть, как правило, на центральном уровне этой властью наделен парламент, на местном уровне - районные советы;

2.исполнительная власть, которую осуществляет правительство на центральном уровне, на местном уровне - государственные администрации;

3.судебная власть, которой наделен на центральном уровне верховный суд, на местном уровне - местные суды.

Все эти власти не следует объединять в одном органе, чтобы избежать злоупотребление властью, установление диктатов, использование тоталитарных методов руководства, а также с целью обеспечения четкого разграничения функций и взаимного контроля органов.

§Первобытнообщинное общество.

Истории известно объединение людей, которые государством не являлось, и это первобытнообщинное общество.

Первобытнообщинное общество - социальное объединение людей на первобытной стадии развития в виде рода или племени.

Первобытнообщинная организация была самой длительной в истории человечества и обладает следующими признаками:

1.коллективное производство и распределение материальных благ;
2.общая собственность;
3.уравнительное распределение.

Высшей властью обладало общее собрание, оно решало все важнейшие вопросы жизни общества. Это вопросы производственной деятельности, религиозных церемоний, вопросы войны и мира и т.д.

Решение общего собрания были обязательны для члена рода или племени. Непосредственно делами общества управляли совет старейшин и военные предводители, которые избирались общим собранием и не имели каких-либо материальных приемуществ.

Они осуществляли свои функции под контролем рода и племени.
Власть в первобытнообщинном обществе была авторитетной, обладала возможностью принуждения, но специальных принудительных органов не имела. Власть в первобытнообщинном обществе выступала как "самоуправление" как первобытнообщинная демократия.

Признаки власти:

1.общественный характер, т.е. она осуществляется в целом общством через общее собрание;
2.единство, т.е.е не было подразделения на специальные органы;
3.базировалась на семейных отношениях, т.е. выступала как продолжение родительской власти.

В первобытнообщинном обществе отсутствует право, но существуют собственные правила поведения, именуемые обычаями.
Обычаи - исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного применения в течении длительного времени.

Общее собрание рассматривало дела, связанные с обычаями и применяло к нарушителям меры принуждения вплоть до изгнания из рода и из племени.

Обычаи обладали следующими признаками:
1.естественно-природная основа, т.е. они были выработаны непосредственным поведением людей, а не установлены приказами свыше;

2.действовали в силу привычки.

Теории происхождения государства.
Энгельс. Формы возникновения государства.
Исторический тип государства, подходы в типологии государств.

§Теории происхождения государства.

Сущность исторических процессов формирования государства у разных народов обусловлено то, что в науке сформулированы ряд теорий по вопросу объяснения универсальных причин появляется государство. Однако каждая из этих теорий представляет собой субъективный взгляд ученых на проблему происхождения государства.
Различают следующие теории происхождения государства:
1.Теологическая (божественная, религиозная) теория.
Представители: средневековый ученый-философ Аквинский, Августин.
Согласно данной теории государство и право созданы богом, но он не указал конкретных лиц, осуществляющих власть, конкретные методы, формы правления. Однако государство должно воплощать в себе те характеристики, которые свойственны данной религии.
2.Патриархальная теория.
Представители: Аристотель, Михайловский.
Согласно данной теории государство рассматривается как продукт и результат развития семьи, ее разрастания. Власть правителей в государстве отождествляется с властью главы семьи, т.е. она является продолжением отцовской власти.
3.Договорная теория.
Представители: голандский ученый Г.Гроций, Т.Гоббс, Дж. Локк, Радищев.
По данной теории государство есть результат соглашения между людьми, которым стало втягость их естественное свободное состояние и они решили передать часть своих прав государству для общей пользы.
4.Теория насилия.
Представители: Дюринг, Гумплович.
Согласно данной теории образование государства сопровождалось военно-политическими процессами и главная причина образования государства, как политического аппарата власти, состоит в необходимости применения насилия в постоянной войне племен друг с другом. Для управления завоеванными территориями и населением нужен был аппарат принуждения, которым стало государство, т.е. государство - результат применения внешнего и внутреннего насилия. Внешнее насилие - это завоевание одного народа другим. Внутреннее насилие - господство одних членов общества над другим. Насилие являлось естественным фактором жизни воинствующих первобытных племен, поэтому данная теория объявляет насилие основной причиной основания государства.
5.Органическая теория.
Представитель: Г.Спенсер - английский ученый.
Согласно данной теории государство - результат социальной эволюции, который является разновидностью органической эволюции. Подобно тому как в живой природе выживают наиболее приспособленные так и в обществе происходит естественный отбор, который определяет зарождение государства.
6.Психологическая теория.
Представитель: Петражицкий, Коркунов.
Данная теория объясняет происхождение государства, исходя из особенностей человеческой психики. Предполагается, что с одной стороны, психике индидиа свойственно стремление подчиняться выдающимся авторитетными личностям, а с другой стороны, в человеке очень сильно агрессивное начало, поэтому государство создается в результате удовлетворения первой потребности и подавления человеческой агрессии.
7.Марксисткая (классовая) теория.
Представители: Маркс, Энгельс, Ленин.
Согласно данной теории государство явилось результатом социально-экономического развития общества. Развитие экономики привело к совершенствованию орудий труда, к разделению труда, что в совокупности вызвало рост производительности труда, а значит появление прибавочного продукта, а он в свою очередь стал основой частной собственности, которая привела к разделению общества на два противоборствующих класса эксплуататоров, эксплуатруемых. Для урегулирования отношений между этими классами понадобилось государство.

§Энгельс. Формы возникновения государства.

Энгельс в рамках марксисткой теории в своей работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" говорит о трех формах возникновения государства:
1.афинская форма;
2.римская форма;
3.древнегерманская форма.
Афинскую форму он объясняет на примере Афин и называет данную форму классической, так как государство в Древних Афинах возникает непосредственно из классовых противоречий без воздействия каких-либо внешних факторов, а господствующий клас формируется непосредственно из родовой знати.
Римскую форму Энгельс объясняет на примере Древнего Рима, в котором процесс образования государства сопровождался наличием такого внешнего фактора, как борьба патрициев (родовой аристократии) с плебееями (новой аристократией богатства), поэтому господствующий класс здесь формируется как из патрициев, так и из плебеев.
Древнегерманскую форму Энгельс объясняет на примере древнегерманских племен, процесс образования государства у которых сопровождался наличием такого внешнего фактора как постоянное ведение завоевательных войн. Непосредственным результатом явилось завоевание обширных территорий, для управления которыми первобытный строй не давал никаких средств.

§Исторический тип государства, подходы в типологии государств.

Исторический тип государства - совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам данного исторического периода.
В современной науке выделяют два подхода в типологии государств:
1.формационный;
2.цивилизационный.
Сущность формационного подхода состоит в том, что исторический тип государства определяется в зависимости от типа общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация - тип общества, которому свойственны определенные производственные отношения, т.е. экономический базис, а также определенные политические, идеалогические, правовые отношения и т.д., т.е. надстройка. Историческая наука выделяет пять типов общественно-экономической формации:
1.первобытная;
2.рабовладельческая;
3.феодальная;
4.капиталистическая;
5.социалистическая.
За исключением первобытной формации всем остальным соответствует свой исторический тип государства. В связи с этим смена типов формации приводит к смене исторических типов государств. Сущность цивилизационного подхода состоит в том, что тип государства определяется в зависимости от уровня научно-технического прогресса и уровня жизни населения. В рамках данного подхода выделяют две теории:
1.Теория стадии экономического роста. Ее сформулировал У.Ростоу, ученый социолог, американский политический деятель.
В соответствии с его теорией все государства в зависимости от уровня их экономического развития можно отнести к следующим пяти типам:
а) традиционное государство, в котором наука и техника - на очень низком уровне развития;
б)переходное государство, в котором закладываются основы будущих научно-технических преобразований;
в)государство переживающее процесс развития науки и техники, когда наблюдается взлет научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве;
г)созревающее государство - когда на основе научно -технических разработок достигается устойчивый рост производства;
д)государство, достигшее высого уровня жизни населения.
2.Концепция цивилизации, которая сформулирована английским ученым-историком Тойнби. Его классификация типов государств определяется общим понятием цивилизации. Цивилизация - замкнутое локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных религиозных, географических и других признаков. В соответствии с данным понятием Тойнби выделял в мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой никакими закономерностями, а существующих параллельно.

Понятие государства и его признаки.
Сущность государства и его социальное назначение.
Политическая система общества и место в ней государства.

§Понятие государства и его признаки.

Государство это исторически развивающееся явление, поэтому так как с поступательным развитием общества изменяется государство, то меняются и взгляды на государство.

В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать собственное определение государству. В этих определениях преобладал либо социальный, либо юридический, или иной мотив.

Многообразие взглядов на государство обусловлено тем, что государство представляет собой сложное, многогранное исторически меняющееся явление. Однако, всем государствам истории и современности присущи были общеи признаки.

1.Территориальность, т.е. государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории. Если в первобытнообщинном обществе членов рода племени объединяли кровнородственные отношения, то в государстве люди объединены по признаку проживания на определенной территории. Данный признак вызвал к появлению новые социальные явления:
а)гражданство;
б)подданство;
в)иностранец;
г)лицо без гражданства;
д)лицо с двойным гражданством;
е)государственная граница.

Гражданство - принадлежность лица к государству в респубике.
Подданство - принадлежность лица к государству в монархии.
Иностранец - лицо, принадлежащее к другому государству.
Лицо без гражданства (апатрид) - лицо, не имеющее доказательств своей принадлежности к какому-либо государству.
Бипатрид - лицо с двойным гражданством - лицо, принадлежащее к нескольким государствам.
Государственная граница - пространственные пределы осуществления государственной власти.

2.Наличие специального аппарата управления. Весь государственный аппарат власти подразделяется на следующие группы государственных органов:

а)органы представительной (законодательной) власти (парламент, местные органы государственной власти);
б)органы исполнительной власти (правительство, местные органы в государственном управлении);
в)правоохранительные органы (суд, прокуратура, адвокатура, нотариат);
г)карательные органы (полиция, исправительные трудовые учреждения, тюрьмы);
д)органы защиты отечества (армия, органы государственной безопасности).

3.Наличие налогов, т.е. изымание государством у населения определенных средств на специальные государственные цели.

4.Наличие права, т.е. изданием государством обязательных нормативно-правовых актов.

5.Суверенитет - свойство госудраственной власти, которое выражается в верховенстве государства по отношению к другим властям внутри страны и в независимости государства на международной арене.

Основные характеристики суверенитета:
а)только решение государства распространяется на все население и общественные организации данной страны;
б)возможность отмены любого незаконного решения другой общественной власти;
в)наличие специальных средств воздействия, которыми не располагает другая общественная власть.

Государство - организация политической власти, обладающая специальным аппаратом принуждения, придающая силу для населения всей страны, характеризующаяся суверенитетом.

§Сущность государства и его социальное назначение.

Государству свойственная двойственная природа: классовая и общечеловеческая.

Классовая (марксисткая) трактовка государства возникла 1,5 века назад, долгое время воспринималась советской юриспруденцией как единственная правильная.
Западная юридическая мысль рассматривает государство как средство социального компромисса и достижение общего блага, т.е. дает общесоциальную трактовку государства.

Оба данных подхода одностронние. Если марксизм сводит сущность государства к его классово- насильственной стороне, то западные юристы выделяют государстве только его общечеловеческое предназначение. Эту односторонность в понимании государства пытался преодолеть Маркс, который в своей работе "Капитал" указывал, что государство в своей деятельности охватывает два момента:
1.решение классовых задач;
2.выполнение общих дел.

Этот тезис Марксом разработан не был, но, именно, в этом суждении отражены и классовое и общечеловеческое предназначение государства.

Любое государство наряду с решение сугубо классовых задач выполняет и общечеловеческую миссию, т.е. решает общие дела, а, именно, вопросы образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, борьбы с преступностью и т.д.

Соотношение между общечеловеческим и классовым в государстве в разные эпохи было неодинаково. Оно зависило от достигнутого уровня прогресса и демократии.

Так в рабовладельческом и феодальном, в буржуазном государствах в период промышленного капитализма, в современных буржуазных государствах с тоталитарным режимом и в социалистических государствах в их характеристике преобладал классовый мотив.

По мере развития приоритет приобретает общечеловеческое начало. В связи с этим в характеристике социального назначения государства выделяют следущее:

1.охрана прав и свобод человека;
2.охрана правопорядка;
3.предотвращение вооруженного конфликта;
4.проведение в жизнь решений, которые бы поддерживались различными слоями населения;
5.преодоление социальных противоречий и достижение социального компромисса.

§Политическая система общества и место в ней государства.

Политическая система общества - взятый в единстве и взаимодействии государство и негосударственные организации, осуществляющие политическую деятельность.
В политическую систему любого общества входит государство, политические партии и движения, профсоюзы, творческие союзы и иные общественные объединения. Для того чтобы быть элементом политической системы необходимо обладать следующими признаками:
1.отражать определенные социальные интересы;
2.участвовать в политической деятельности.

Эти характеристики присущи всем структурами политической системы, но в данной системе особое место отводится государству.
Оно является ядром политической системы общества. В связи с этим государство обладает следующими особенностями:
1.представляет собой политико-территориальную организацию в масштабах всей страны;
2.обладает специальным аппаратом, который осуществляет власть;
3.его решения имеют общеобязательное значение для всего населения;
4.суверенитет;
5.аккумулирует средства в государственном бюджете за счет налогов;
6.право, т.е. обеспечивает реализацию норм права.
Рейтинг@Mail.ru