
§Формы права.
Источники права. Система права.
Критерии деления права на отрасли и институты (предмет и метод правового регулирования).
§Формы права - внешнее выражение сущности права. Различают внутреннюю и внешнюю формы права.Внутренняя форма права - внутренняя структура права, т.е. система права, которая представляет собой группировку правовых норм по отраслям и институтам права, в связи с чем основными элементами системы права - является норма права, институт права, отрасль права.
Внешняя форма права - способы закрепления правовых норм, т.е. источники права. Источники права в юридической литературе понимается в 3-ех смыслах:
1. Материальном смысле, т.е. в чем заключается первооснова права - социально-экономические и иные потребности общества.
2. Идеологическом смысле, т.е. - правосознание под воздействием которого создается право.
3. Формально-юридическом смысле, т.е. - внешнее выражение и существование правовых норм.
§Исходя из формально-юридической трактовки источников права в мировой практике выделяют следующие источники права:
1.Правовой обычай - санкционированное государством правило поведения. (Правовые обычаи, связанные с порядком деятельности в высших государственных органах. В мировой парламентской практике первое заседание парламента ведет старейший по возрасту депутат.)
2.Нормативный договор - соглашение нескольких субъектов права, которое содержит общие нормы. (Пример, союзный договор от 1922 года, закрепивший создание СССР.)
3.Юридический прецедент - судебное и административное решение по конкретному, которому государство придает общеобязательное значение. Родиной данного источника является Англия, также распространен в США. Право в Англии создавалось королевскими судами, поэтому является правом в судебной практике. Современные английские суды также не только применяют, но и создают правовые нормы. Считается, что правила, установленные в судебных решениях должны применяться в дальнейшем. В Англии существуют строгие правила действия прецедентов:
а)Решения Палаты лордов - обязательные прецеденты для всех судов и для Палаты лордов.
б)Решения Апелляционного суда - обязательные прецеденты для всех судов кроме Палаты лордов.
в)Решение Высшего суда правосудия - обязательные прецеденты только для нижестоящих судов.
В США эти правила мягче, так как разрешают менять судебные решения. В странах романо - германской правовой системы юридический прецедент как источник права отсутствует.
4. Нормативно - правовой акт - юридический документ, издаваемый компетентным государственным органом и содержащий правовые нормы.
5.Юридическая доктрина - это разработанные и обоснованные учеными-юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу.
§Система права - внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности образующих ее норм и одновременной их дифференциации по отраслям и институтам.
Характерные признаки системы права.
1.Единство и различие, т.е. в правовых нормах, образующих систему права отражена единая государственная воля, но эти нормы различны по содержанию, по сферам действия и формам выражения.
2.Взаимодействие, т.е. правовые нормы действуют во взаимосвязи.
3.Способность к делению, т.е. правовые нормы могут выделяться из отрасли, образуя подотрасль.
Структурными элементами системы права являются норма, институты, отрасль и подотрасль права.
Правовая норма - первичные элемент системы права, который представляет собой общеобязательное правило поведения властного характера.
Отрасль права - наиболее крупное подразделение системы права и она представляет собой совокупность однородных правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, например, нормы права, регулирующие земельные отношения, образуют отрасль земельного права.
Подотрасль права - совокупность правовых норм, которые регулируют отдельные сферы однородных общественных отношений. (К примеру, отрасль - конституционное право, подотрасль - избирательное право).
Институт права - элемент системы права, который представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отдельный вид однородных общественных отношений, например, институт должностного лица в административном праве).
В юридической литературе институты разделяются по отраслям права, но одновременно существуют межотраслевые институты, которые состоят из норм нескольких отраслей права. (К примеру, институт государственной собственности, который образован нормами конституционного и гражданского права.)
В зависимости от характера институты подразделяются:
- на регулятивные, охранительные, учредительные; - на материальные и процессуальные.
Регулятивные институы упорядочивают общественные отношения путем закрепления прав и обязанностей субъекта.
Охранительные институты устанавливают ответственность.
Учредительные институты закрепляют правовой статус.
Материальные институты (к примеру, институт подряда).
Процессуальные институты (к примеру, институт возбуждения уголовного дела).
§Критерии деления права на отрасли и институты.
Право делится на отрасли и институты, исходя из двух критериев: предмет правового регулирования, метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования образует различные виды общественных отношений, на которые воздействует право. Предмет правового регулирования является основным, ведущим критерием разграничения права на отрасли и институты.
Структура предмета правового регулирования:
1.субъекты правового регулирования могут быть индивидуальными и коллективными;
2.объекты правового регулирования, в качестве которых выступают различные предметы и явления, по поводу которых субъекты вступают в общественные отношения;
3.содержание правового регулирования, т.е. конкретное поведение субъектов;
4.социальные факты, т.е. обстоятельства на основе которых возникают общественные отношения.
Таким образом, предмет правового регулирования - сфера, на которую распространяется действие права. В литературе ее иначе именуют юридическим полем.
Метод правового регулирования - способ воздействия права на общественные отношения. Метод правового регулирования является дополнительным критерием разграничения права на отрасли и институты. Он производен от предмета правового регулирования и самостоятельного значения не имеет.
Однако, метод правового регулирования играет важную роль при выделении межотраслевых институтов. (К примеру, отношения собственности регулируются нормами гражданского и уголовного права, однако каждая из них отрасль имеет свой собственный способ воздействия.)
§Принципы права.
Публичное и частное право.
§Принципы права - фундаментальные положения права как специфического социального регулятора, характеризующиеся значительной устойчивостью и стабильностью.Принципы права - руководящие положения правовой деятельности.
Принципы права представляют собой своеобразный каркас, на котором располагаются нормы, институты, отрасли права и вся правовая система.
Принципы делятся на три категории: общеправовые принципы; межотраслевые принципы; отраслевые принципы.
Общеправовые принципы - принципы, которые действую во всей правовой системе и делятся на две группы: общесоциальные и специально - юридические.
Общесоциальные принципы - характеризуют демократическое общество в целом.
1. Принцип социальной справедливости.
С помощью права можно достичь наиболее оптимального соотношения между возможным и должным поведением субъекта права и оценкой его последствий. Справедливость представляет собой одно из основных начал в практике правового регулирования.
2. Принцип гуманизма.
Право закрепляя права и свободы человека, гарантирует неприкосновенность личности.
3. Принцип демократизма.
Правовые нормы должны отражать механизмы и институты представительной и непосредственной демократии (народовластия), т.е. порядок участия граждан в управлении государственными и общественными делами.
4. Принцип социальной свободы.
Правовое регулирование предоставляет его участникам свободу выбора места жительства, профессии, перемещения т т.д.
Специально-юридические принципы - характеризуют право с юридической стороны.
1. Принцип законности.
Субъекты права обязаны беспрекословно подчиняться требованиям всех нормативно - правовых актов. В свою очередь нормы права издаются в рамках определенных процедур, соответствуют интересам, традициям и обычаям населения, а также содержание нижестоящих правовых норм не противоречит сути вышестоящих правовых норм.
2.Принцип юридического равенства (равноправия). Субъекты права все равны перед законом независимо от их независимо от пола, национальности, места жительства, уровня образования, религиозных убеждений, партийной принадлежности т.д.
Требования закона распространяется на всех субъектов права в равной степени.
3. Принцип единства прав и обязанностей.
Права и обязанности субъектов правоотношений взаимосвязаны, взаимообусловлены, т.е. не может быть прав без обязанностей, а обязанностей - без прав.
4. Принцип взаимной ответственности государства и личности.
Привлечение государством (должностными лицами государственных органов) к ответственности виновной стороны осуществляется на основании закрепленных правом взаимных юридических прав и обязанностей, а также в соответствии с установленным порядком рассмотрения различных видов споров.
5. Принцип верховенство закона.
Верховенство закона означает следующее.
-Верховенство Конституции, как основного закона государства.
-Установление специальной процедуры принятия закона и внесение изменений в закон.
-Соответствие и подчинение всех издаваемых нормативных актов закону, т.е. нормативные акты должны издаваться на основе и во исполнение закона и не противоречить ему.
-Установление специальных механизмов реализации и защиты закона;
-Конституционный суд и в целом вся судебная система стоит на страже неукоснительного соблюдения основного закона. Конституционный суд обеспечивает строгий надзор за непротиворечивость всей законодательной системы.
6.Принцип первенства (примата) международного права над внутригосударственным.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры государства являются составной частью ее правовой системы.
Если международным договором данного государства установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
7.Принцип юридической ответственности при наличии вины. Только виновное лицо в нарушении правовой нормы привлекается к юридической ответственности.
Вина является основным звеном, определяющим наступление юридической ответственности. В случае отсутствия вины лицо не может быть привлечено к юридической ответственности.
8.Принцип сочетания убеждения и принуждения, которые являются методами социального управления, свойственные различным регуляторам, в том числе и праву.
Убеждение характеризуется правовоспитательной деятельностью, разъяснительной работой, а принуждение в сравнении с первым носит более жесткий характер (меры пресечения, меры юридической ответственности) с соблюдением конкретной процедуры при его осуществлении и выполняет второстепенную роль.
В свою очередь законодатель должен найти "золотую середину", разумную меру в сочетании применения указанных методов социального управления.
9.Принцип правосудия содержит в себе положения, определяющие порядок осуществления правосудия, являющиеся относительно стабильными.
Указанные положения лежат в основе толкования всех других норм о правосудии.
Данный принцип характеризует основные черты правосудия, в связи с чем все иные нормы правосудия должны им соответствовать.
Принцип правосудия обязателен для всех лиц, в том числе и для законодателей в части нормотворчества, касающегося сферы правосудия.
Межотраслевые принципы - положения, которые распространяют свое действие на несколько отраслей права.
1.Принцип коллегиальности реализуется при рассмотрение уголовных и гражданских дел группой уполномоченных лиц.
2.Принцип гласности реализуется при проведение открытых судебных заседаний.
Однако имеются исключения из данного принципа, а именно это, к примеру, проведение закрытого судебного заседания в целях неразглашения государственной тайны и т.д.
Отраслевые принципы - положения, которые распространяют свое действие в конкретной отрасли права, к примеру, принципы гражданского права.
§Публичное и частное право.
Право разграничивалось на частное и публичное еще в римском праве. Такое деление возможно только в сфере реализации права, т.е. в сфере правоотноошений. Как система норм, исходящих от специфических организаций общества, право призвано охранять интересы всего общества, всемерно учитывая интересы составляющих его индивидов. Охраняя собственные интересы, государство посредствам правовых установлений охраняет в первую очередь интересы своих граждан. В идеальном случае частные и публичные интересы, отраженные в праве, должны совпадать. Тем не менее в жизни цивилизованного общества имеется определенная градация между общественными и частными интересами, которая находит объективное отражение в системе права. Право в субъективном смысле рассматривается как частное и публичное в зависимости от того, принадлежит ли оно частному лицу, самостоятельному индивиду, или члену государственной организации.
Публичное право представляет собой совокупность норм, которые регулируют отношения с участием государства.
Частное право представляет собой совокупность норм, которые регулируют отношения между частными лицами.
В основе такого разграничения лежит предмет правового регулирования. В публичном праве - область государственных дел, в частном праве - область частных дел.
Частное право связано с возникновением и развитием института частной собственности.
Однако, частное право не может существовать без публичного права, так как публичное право обеспечивает его защиту и охрану.
Частное право регулирует отношение путем распределения различных благ, а публичное право регулирует отношения путем установления строго обязательных предписаний.
Мировая юридическая наука считает деление права на публичное и частное условным, но необходимым.
В правовом государстве частное и публичнео право гармонически сочетаются.
§Соотношение права, морали и обычаев.
Право, экономика и политика.
Соотношение системы права и системы законодательства.
Соотношение государства и права.
§Соотношение права, морали и обычаев.Право, мораль и обычаи это социальные явления, которые имеют сходные и отличительные черты.
Под нормой права понимается общеобязательное, формально определенное правило поведение, установленное или санкционированное и охраняемое государством.
Мораль - взгляды, представления, правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, чести, совести, долга и достоинства. Взаимодействие права и морали - сложный процесс. Активно влияя на мораль, право способствует ее укоренению в обществе, в свою очередь право находится под воздействие морали, таким образом, они дополняют друг друга. Их воздействие носит созидательный и конструктивный характер.
Обычаи - такие правила поведения, которые складываются в определенной общественной среде, передаются из поколения в поколение, выступают естественной жизненной потребностью людей и в результате многократного повторения становятся привычными для них. Некоторые обычаи право не одобряет (к примеру, употребление спиртных напитков в период уборки урожая), иные обычаи считает разумными.
Сходство права, морали, обычаев заключается в следующем.
Они представляют собой разновидности социальных норм.
Они преследуют единую цель - упорядочить общественные отношения.
У них один объект регулирования - общественные отношения.
Отличительные черты права, морали, обычаев усматриваются в следующем.
Способы установления, т.е. право создается государством, а мораль и обычаи людьми в процессе их жизнедеятельности;
Методы обеспечения, т.е. право гарантируется государством, а мораль и обычаи - силой общественного мнения.
Форма выражения, т.е. право закрепляется в официальных документах, а мораль и обычай носят неписанные характер.
Характер воздействия на общество, т.е. право оценивает поведение людей с точки зрения их права и обязанностей, а мораль и обычаи - с точки зрения добра и зла, чести и достоинства и т.д.
Характер ответственности, т.е. при нарушении правовых норм к лицу применяются меры государственного принуждения, а при нарушении норм морали и обычаев к лицу применяются меры общественного воздействия.
§Право и экономика.
С одной стороны экономические потребности общества объективно порождают необходимость правовой формы регулирования определенных экономических отношений, юридического закрепления и охраны различной формы собственности, обеспечения самостоятельности производителей. С другой стороны правовая форма экономических отношений является не просто необходимостью, а выполняет активную организующую функцию и поэтому глубоко проникате в экономическую жизнь общества в качестве важного компонента механизма экономических процессов.
Право и политика.
Взаимодействие права и политики определяется тем, что правовые нормы исходят от государства, которое является политической организацией общества. Поэтому любые интересы и потребности людей, прежде чем стать правом, должны быть опосредованы государственной политикой (деятельностью законодательных и других правотворческих органов государства.)
Политические требования становятся правом лишь в той мере, в какой они закреплены в системе общеобязательных норм, охраняемых государством. В праве получает выражение и народная политика. В тех случаях, когда сам народ путем референдумов принимает законодательные акты, его волеизъявления приобретают правовой характер, становятся общеобязательной формой нормативного регулирования общественных отношений.
§Соотношение системы права и системы законодательства.
Система права и система законодательства - самостоятельные тесно связанные категории. Они представляют собой две стороны права: внутреннюю и внешнюю.
Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права - содержание, система законодательства - форма. Система права и система законодательства соотносятся следующим образом.
1.Первичным элементом системы права является норма права. Первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт.
2.Система права это деление права на отрасли, институты, нормы. Система законодательства - деление нормативно-правовых актов на законные и подзаконные акты, а также порядок их расположения в зависимости от юридической силы.
3.Система права носит объективный характер, система законодательства - субъективный характер, так как зависит от воли законодателя.
§Соотношение государства и права.
Государство и право исторически возникает одновременно в силу одних и тех же причин. Однако одновременность не следует понимать как одномоментность. Речь идет о сравнительно длительном периоде времени, в рамках которого генезис государства и права имеет свое сходство и свои особенности.
Однако государство и право явления относительно самостотельные и их отождествление недопустимо.
Особенности реального взаимодействия государства и права зависят от характера того общества, в котором они существуют, т.е. демократическое или тоталитарное оно. Исходя из вышеизложенного на соотношение государства и права имеются различные взгляды.
Современная литература выделяет три возможные модели взаимодействия государства и права.
1.Тоталитарная модель, которая свидетелствует о том, что государство выше права и не связано с ним.
2.Либеральная модель, в соответствии с которой право выше государства.
3.Прагматическая модель, в соотвествии с которой государство создает право и одновременно связано им.
Первая модель современному обществу не подходит, вторая скорее выражает желаемое им, третья модель будет ближе к реальности. Наиболее рациональное решение данного вопроса может быть найдено на на путях противопоставления государства и права, а на путях их сотрудничества.
Таким образом, соотношение государства и права включает в себя три элемента: единоство, различие, взаимодействие.
Единство государства и права заключается в их происхождении, в их типологии, в перспективах развития.
Различие их вытекает из самих понятий, а также они не совпадают по форме, структуре, содержанию.
Воздействие государства на право состоит в том, что государство создает право, изменяет, совершенствует, охранияет его от нарушений. Обратное влияние права на государство выражается в том, что право придает законный характер государственной деятельности, определяет ее пределы дозволенности или недозволенности, обеспечивает ее соответствие международным стандартам.
Таким образом, между государством и правом существуют сложные многосторонние диалектические взаимосвязи, которые необходимо учитывать при теоретической разработке этих институтов, а также в ходе практического осуществления государственно -правовых преобразований.
При этом, все это способствует построению гражданского общества и обеспечивает в нем законность, порядок и стабильность.