Право как основа …
Νόμος ως βάση ... ( греч.)

Теория права << >>

§Понятие правовой системы.
Что первично право или государство. Прогрессивные мыслители.

§Понятие правовой системы включает в себя большой круг правовых явлений. Среди ученых существуют разные взгляды на элементы правовой системы. Однако по основным структурным элементам точки зрения совпадают.

Так основные российские ученые выделяют три группы правовых явлений образующих правовую систему.

1.Юридические нормы, образующие нормативную сторону правовой системы.

2.Правовые учреждения, образующие организационную сторону правовой системы.

3.Правовая культура общества.

Правовая система каждого государства отражает закономерность его исторического развития, национальной культуры и иные особенности. Однако правовые системы государств наряду со специфическими особенностями имеют и общие черты.

На возникновение и развитие правовых систем оказали влияние мораль, религия, философия и вся духовная культура общества.

Правовая система - право взятое в совокупности с правовой деятельностью государственных органов, как правотворческих, так и правоохранительных.
В современном мире выделяют две глобальные правовые системы: романогерманская и англосаксонская.

§Что первично государство или право. Прогрессивные мыслители.

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации.

В наше время споры о том, что первично, а что вторично: государство или право, не имеют под собой ни научной, ни практической почвы. Всем ясно, что право как явление общественной жизни как мерило свободы и справедливости в человеческих отношениях, сформировалось гораздо раньше чем государство.

С возникновением государства право приобретает лишь новое качество, оно становится правом, охраняемым государством, его принудительной силой.

Право при этом не теряет своих объективных признаков как регулятор общественных отношений, но приобретает новые свойства, порождаемые его неразрывной связью с государством.

Государство - единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всей территории страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни.

Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей считается справедливой государственностью.

Аристотель:"Там, где отсутствует власть закона - нет места и какой-либо форме государственного строя."

Цицирон говорит о государстве как "о деле народа", "о правовом общении", "общем правопорядке".

В период ранних буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли следующие прогрессивные мыслители.

Гроцций. Согласно его теории существует право естественное и право волеустановленное. Источником естественного права является природа человека, человеческий разум. Волеустановленное право исходит от государства, оно должно соответствовать принципам естественного права. Цель государства по мнению Гроцция охрана частной собственности посредствам правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку о свободное пользование своим достоянием с согласия всех. Народ сам выбирает форму правления государства.

Спиноза
теоретически обосновал демократическое государство, которое связано законами, обеспечивает действительные права и свободы человека. Государство могущественно, если оно гарантирует не только сохранение жизни, но и удовлетворение интересов граждан.

Гоббс
- защитник абсолютной монархии, разработавший ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни (формальное равенство перед законом, незыблемость договоров).

Локк
- классический выразитель правовых представлений. По его мнению, свобода людей в правовом государстве состоит в незыблемом правиле для всех, суть его выражается в свободе следовать собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещено законом, не быть зависимым от неопределенной воли других людей.

Монтескье
объяснял установление правовой государственности необходимостью политической свободы в гражданском обществе. Политическая свобода означает установление законности и безопасности, а достигается это путем разделения власти.

Дидро
правовые начала государственной власти обосновывает его суверенностью, построенной на общественном договоре. Таким образом, государственная власть возникла в результате договора, т.е. государственная власть основана на воле народа. "... истинные законодатель - народ, воля его - источник политической власти... Народ истинный суверен." Его идеи завершил Кант.

Джефферсон
- автор Декларации о независимости США, отрицает монархию, провозглашает принцип народного суверенитета, существование неотчуждаемых прав человека, для обеспечения которого создается государство. Значительный вклад в разработку правовой государственности внесли Вольтер, Руссо, Пейн.

Кант
. Теории правового государства характерна философская основа, где центральное место занимает человек. Важнейший принцип публичного права - прерогатива народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия Конституции, выражающей его волю.

Гегель
. По его мнению государство это тоже право, но наиболее развитое и содержательно богатое, так как оно включает в себя признаки всех остальных прав личности, семьи, общества. Гегель доказывает, что бытие государства предшествует развитию гражданского общества. Маркс считал это главным пороком гегелевской концепции. Ценность данной концепции в том, что принудительная, насильственная функция в ней играет не очень важную роль.

Маркс
рассматривает государство и право исходя из классовой теории общественного развития. Согласно его теории государство и право исчезнут вместе с исчезновением классов при переходе к обществу без классов. Согласно Марксу законодательство только фиксирует требования диктуемые экономическими отношениями.

Иеринг, Дюги
(политико- правовая мысль Западной Европы). Правовое государство лишь то, где законодатель подзаконен как и гражданин.

Шершеневичу
(предоктябрьский период) была близка идея сдерживания властей негосударственными общественными объединениями, мнениями общественности, печати, радио, телевидения.

Выдвигались разные гарантии: неотемлемые права личности, принцип разделения власти, правовые ограничения власти, подчиненность государства праву. Данная идея и сейчас признается всеми и находит практическое воплощение в современном обществе.

В послеоктябрьский период, период тоталитаризма идея правового государства исключена из реальной жизни и считалась буржуазной.

§Нормы права, их виды и структура. Соотношение нормы права и статьи нормативно - правового акта (способы изложения элементов норм права).

§Нормы права, их виды и структура.

Право является системой, основным образующим элементом которой является правовая норма.

Норма права это модель, установленного государством типового поведения. Она определяет меру возможного и должного в общественных отношениях, таким образом, закрепляет меру внутренней и внешней свободы.

Внутренняя свобода свидетельствует о способности субъекта сознательно избирать определенный вариант поведения.
Внешняя свобода свидетельствует о способности субъекта совершать конкретные поступки во внешнем мире.

Так как правовая норма является элементом права, то она обладает такими общими признаками права, как общеобязательность, формальная определенность, гарантированность.

Однако отдельная правовая норма не обладает такими признаками права как нормативность, регулятивность, системность. О норме нельзя говорить, что она нормативна, так как это противоречит правилам языка.

Правовая норма не обладает признаком системности, так как систему может образовать только совокупность норм. Отдельная правовая норма не обладает регулятивностью, так как регулировать общественные отношения может только совокупность норм.

Правовая норма обладает представительно -обязывающим характером, т.е. с одной стороны она представляет субъектам права возможность действовать определенным образом, а с другой стороны она наделяет их обязанностями, ограничивая свободу действия отдельных лиц.

Норма права - правило поведения, установленное или санкционированное государством.

Кроме того норма права имеет ряд особенностей:

1.норма права представляет собой отвлечение от признаков индивидуализации и указывает только на существенные черты поведения;

2.норма права является повелитеьным предписанием, независимо от того, каков его характер: запрет, обязываение, дозволение, при этом предписание в любом случае находится под охраной государства и предусматривает меры принуждения в случаях его нарушения;

3.норма права представляет собой определенный метод воздействия на регулируемые отношения;

4.норма права представляет общеобязательное правило поведения, т.е. оно имеет значение не для одного индивида, а для всех категорий людей или общества в целом;

5.содержание правовой нормы определяется объективной природой того вида общественных отношений, на которое оно направлено. Таким образом, норма права - общее правило поведение, которое вбирает в себя все богатство социального опыта общества и государства.

Условия совершениствования норм права:

1.точное отражение в правовых предписаниях закономерностей развития государственно- правовой надстройки;

2.соответствие норм права требованиям морали и правосознания;

3.учет в процессе норматворчетсва общих принципов регулирования и управления общими процессами.

Структура правовой нормы - внутреннее строение. Правовая норма строится по типу условного предложения, следовательно, норма состоит из двух частей. Если норма регулятивная, то ее части - гипотеза и диспозиция. Если норма охранительная по характеру, то она состоит из диспозиции и санкции.

Гипотеза - первый элемент регулятивной нормы, в которой закрепляются условия при наступлении которых действует норма.

Диспозиция - вторая часть регулятивной нормы и первая часть охранительной нормы, в которой закрепляется разрешенное или запрещенное поведение.

Санкция - вторая часть охранительной нормы в которой закрепляется мера ответственности за правонарушение.

В научной литературе существует следующая классификация.

Простая гипотеза, простая диспозиция, простая санкция, т.е. гипотеза указывает на одно условие, диспозиция - на одно правило поведения, санкция - на одну меру ответственности.

Сложная гипотеза, сложная диспозиция, сложная санкция, т.е. норма содержит несколько условий, несколько правил поведения, несколько мер ответственности.

Альтернативные гипотеза, диспозиция, санкция, т.е. гипотеза содержит несколько условий, диспозиция - несколько правил поведения, санкция - несколько мер взыскания, но в реальности действует и применяется одно из них.

Нормы права классифицируют на виды по следующим основаниям:

1.по отраслям права (уголовно-правовые, гражданско-правовые и т.д.);

2.по действию во времени:
2.1.постоянные, т.е. неограниченные сроком применения;
2.2.временные, ограниченные сроком применения;

3.по кругу лиц:
3.1.общие, т.е. действующие в отношении всех лиц;
3.2.специальные, т.е. действующие в отношении определенных категорий лиц;

4.по действию в пространстве:
4.1.на территории всего государства;
4.2.на территории административно - территориальной единицы;

5.в зависимости от органа их издавшего:
5.1.нормы актов парламента;
5.2.нормы актов правительства;
5.3.нормы актов президента;

6.по роли в регулировании общественных отношений:
6.1.регулятивные, т.е. упорядочивающие общественные отношения путем установления прав и обязанностей граждан;
6.2.охранительные, т.е. устанавливающие ответственность;
6.3.специализированные, т.е. обеспечивающие действия регулятивных и охранительных норм;

7.по характеру правил поведения регулятивные нормы подразделяются:
7.1.обязывающие, т.е. устанавливающие обязанности совершить положительные действия;
7.2.запрещающие, т.е. устанавливающие не совершать негативных действий;
7.3.дозволительные, т.е. устанавливающие права;

8.по характеру обязательности регулятивные нормы подразделяются:
8.1.императивные - нормы строго обязательные предписания;
8.2.диспозитивные - нормы действующие в том случае, если стороны не установили свои права и обязанности путем соглашения;

9.по характеру специализированые нормы подразделяются:
9.1.декларативные, нормы провозглашающие задачи и принципы правовой деятельности;
9.2.дефинитивные нормы - нормы, закрепляющие правовые понятия;
9.3.коллизионные нормы - нормы, которые определяют порядок выбора одной нормы из нескольких конкурирующих.

§Соотношение нормы права и статьи нормативно - правового акта (способы изложения элементов норм права).

Элементы нормы права могут быть отражены в статье нормативно - правового акта следующими способами:

1.прямое изложение, т.е. элементы правовой нормы полностью излагаются в статье нормативно - правового акта;
2.отсылочное изложение, т.е. элементы правовой нормы изложены в разных статьях одного нормативно - правового акта;
3.бланкетное изложение, т.е. элементы правовой нормы изложены в разных статьях разных нормативно-правовых актах.

§Акты, действующие в праве. Понятие и виды нормативно-правовых актов.
Конституция. Закон, подзаконные акты, локальные акты.

§Акты, действующие в праве. Понятие и виды нормативно-правовых актов.

Акты, действующие в праве обладают юридической сущностью и могут быть следующих видов:
1.нормативно-правовые акты - акты, издаваемые компетентными государственными органами и содержащие общие нормы права;
2.акты применения права - индивидуально- правовые акты;
3.интерпретационные акты - акты толкования права.
Несмотря на то, что данные акты обладают единой правовой сущностью между ними существуют следующие отличия.
1.нормативно-правовые акты содержат общие нормы, т.е. правила поведения для всех лиц, а акты применения прав применяют эти общие нормы права к конкретным ситуациям, а интерпретационные акты не содержат никаких норм, а только толкуют их;
2.нормативно-правовые акты адресованы неопределенному кругу лиц, а акты применения права адресованы конкретным лицам, а интерпретационные акты могут быть адресованы как неопределенному кругу лиц, так и конкретным лицам;
3.нормативно-правовые акты и акты применения права имеют самостоятельное значение, а интерпретационные акты всегда зависят от тех актов, нормы которых толкуют.
Нормативно-правовой акт - правотворческий акт, в котором содержатся нормы права. Он создается в результате правотворческой деятельности государства либо в ходе референдума.
Референдум - всенародное голосование.
Нормативно-правовой акт обладает следующими признаками.
1.Определенное содержание общих правил поведения;
2.Строго документальная форма при наличии обязательных атрибутов, т.е. название актов, дата, место его издания, наименование органа, издавшего акт и т.д.
3.Группировка норм в акте по определенным структурным образованиям, т.е. главам, разделам и т.д.
4.Особый порядок издания.
Нормативно-правовые акты обеспечивают доступность норм права для исполнителей.
Четкость и ясность изложения нормативно -правовых актов является условием единого понимания норм права. Все нормативно-правовые акты согласованы между собой и образуют единую целостную систему, именуемую системой законодательства.
Нормативно-правовые акты разнообразны по характеру и содержанию, поэтому их подвергают классификации по следующим основаниям:
1. по юридической силе:
1.1.законы;
1.2.подзаконные акты;
1.3.локальные акты;
2.по содержанию:
2.1.административные акты;
2.2.уголовно-правовые акты;
2.3.гражданско-правовые акты и т.д.;
(Однако наряду с отраслевыми нормативными актами действуют акты комплексного характера, т.е. они содержат нормы нескольких отраслей права.)
3.по объему и характеру действия нормы подразделяются:
3.1.акты общего действия, т.е. действующие на всей территории государства;
3.2.акты ограниченного действия, т.е. действующие на определенных участках территорий государства;
3.3.акты исключительного действия, т.е. регулирующие только те отношения, которые возникают при чрезвычайных обстоятельствах (война, стихийные бедствия и т.д.).
4.по субъектам правотворчества акты подразделяются на акты парламента, акты правительства и т.д.

§Конституция. Закон, подзаконные акты, локальные акты.

Конституция государства представляет собой ведущий источник права, она выступает в качестве основного закона государства. Конституция обладает наивысшей юридической силой.
В Конституции отражены баланс интересов социально-политических сил общества, поэтому Конституцию называют не только правовым, но и политическим документом.
Конституция регулирует важнейшие общественные отношения между гражданами и государством. Конституция закрепляет основы общественного строя, принципы организации и деятельности государственных органов, правовое положение высших государственных органов, основные права и свободы граждан. В Конституции отражаются нормы многих отраслей права: административного, уголовного и т.д.
Конституция обладает следующими признаками:
1.основополагающий учредительный характер, т.е. закрепляет основы государственной жизни;
2.является базой для текущего законодательства;
3.обладает наивысшей юридической силой;
4.стабильность, которая обеспечивается особым порядком принятия и внесением в нее изменений и дополнений.
В целом стабильность Конституции зависит от стабильности государственной и общественной жизни. Конституция это слово латинского происхождения и в переводе означает "повелеваю", так в Древнем Риме назывались акты императора.
Появление Конституции как основного закона государства связано с приходом к власти буржуазии. Однако первые акты конституционного типа появились еще в добуржуазный период и произошло это в Англии, но особенность ее исторического развития привели к тому, что в ней отсутствует Конституция в обычном понимании этого слова, т.е. нет единого акта, именуемого основным законом государства.
Конституцию Великобритании образуют совокупность конституционных актов, поэтому Великобритания является страной с неписанной Конституцией.
Государства, в которых Конституция выступает в виде единого акта является странами с писанной Конституцией. Первые писанные Конституции появились в 18 веке в США и во Франции.
Закон представляет собой нормативно-правовой акт парламента, т.е. представительного и законодательного органа государственной власти.
Законы занимают ведущее положение в системе нормативно-правовых актов и это отражает одно из требований законности, а именно, верховенство закона, т.е. все подзаконные акты должны быть приведены в соответствие с законом либо опротестованы и отменены, если они противоречат закону.
Закон - нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий наибольшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Закон обладает следующими признаками:
1.принимается парламентом или на референдуме;
2.особый порядок принятия, т.е. процедура его принятия отличается от порядка принятия иных нормативно-правовых актов, эта процедура закреплена в Конституции;
3.регулирование наиболее важных общественных отношений, т.е. тех отношений, которые характеризуются социальной значимостью и устойчивостью (например, отношение по организации деятельности государственного аппарата, по закреплению и защите прав и свобод граждан и т.д.);
4.не подлежит контролю или утверждению со стороны какого-либо другого государственного органа, т.е. законы могут быть отменены или изменены только парламентом;
5.высшая юридическая сила, т.е. по отношению ко всем другим нормативным актам Закон занимает приоритетное положение.
К законодательным актам кроме законов относятся:
-декларации (например, Декларация о независимости);
-регламенты, т.е. акты, регулирующие порядок деятельности в государственных органах;
-положения, утвержденные парламентом;
-кодекс - систематизированный нормативно- правовой акт, который объединяет нормы определенной отрасли права;
-основы законодательства - кодифицированный акт определенной отрасли права, который издается, как правило в федеративных государствах (например, Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик).

Подзаконные акты - акты, принимаемые на основе закона и во исполнение закона. По своей природе данные акты производные от закона и обеспечивают его реализацию.
К подзаконным актам относятся: постановления парламента; распоряжения председателя палат парламента, которые принимаются по организационным вопросам; указы, распоряжения президента; постановления и распоряжения правительства; постановления, приказы, инструкции министерств и государственных комитетов; решение местных государственных органов.
Особенность данных актов это территориальная ограниченность их действия, т.е. - в пределах города, района, села.
Локальные акты - акты местного действия, т.е. они принимаются и действуют в пределах предприятия, учреждения, организации. (например, приказы и распоряжения руководителя предприятия, уставы и положения организаций).
Рейтинг@Mail.ru