Право как основа …
Νόμος ως βάση ... ( греч.)

Теория права << >>

§Правовой нигилизм, его источники, формы.
Взаимосвязь норм права и правоотношений.

§Правовой нигилизм, его источники, формы.

Правовой нигилизм - неуважение к праву, закону.

С точки зрения причин правовой нииглизм "вытекает" из юридического невежества, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения.

Правовой нигилизм представляет собой направление общественно-политической мысли, отрицающий социальную и личностную ценность права и считающей его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений.

Как социальное явление, как свойство общественного, группового и индивидуального сознания правовой нигилизм имеет различные формы проявления правового нигилизма.

Речь идет о невостребованности права обществом.

Ключевым моментом выступает надменное и пренебрежительное высокомерное восприятие права, оценка его ни как базовой, фундаментальной идеи, а вторичного явления по шкале человеческих ценнстей, что характеризует меру цивилизованности общества, состояние его духа, умонастроением, социальных чувств.

Стойкое предубеждение, неверие в потенции, возможности, необходимости права - морально- психолоический генезис данного феномена, наконец, отношение к праву может быть индифферентным (безразличным).

К основным причинам распространенности правового нигилизма можно отнести:

1.исторические корни, как следствие самодержавия, многовекового крепостничества, лишавшего массу людей прав и свобод, репрессивного законодательства, несовершенство правосудия;

2.теорию и практику понимания диктатуры пролетариата, как власти не связанной и не ограниченной законами;

3.правовую систему, в которой господствовали административно-командные методы, секретные и полусекретные подзаконные нормативно-правовые акты, а конституции и немногочисленные демократические законы в значительной степени только декларировали права и свободы личности, имели место низкая роль суда и низкий престиж права;

4.количественную и качественную корректировку правовой системы прошлого в переходный период, кризис законности и неотлаженность механизма приведения в действие принимаемых законов, длительность процесса осуществления всех реформ, в том числе судебной.

Другими словами, на Руси всегда правили люди, а не право.
Идея закона ассоциируется с монархией больше, чем с юридическим порядком.

В сталинской Конституции закреплены вполне демократические нормы, но право было формальным атрибутом, декором, украшением, в то время считалось ущербной формой социальной регуляции на самом деле.

В период сталинизма правовой нигилизм процветал. Как заметил Кант: "Право может служить средством ограничения произвола, так и средством попирания свободы человека.

Когда право стало востребованным, когда страна отказалась от тоталитарных методов и люди получили возможность пользоваться правами и свободами, то сразу о себе дал знать низкий уровень правовой культуры, долгий период пренебрежения правом. Юридический нигилизм стал заметен.

Сегодня главный источник нигилизма - кризисное состояние общества, т.е. социальная напряженность, экономические неурядицы, распад некогда единого жизненного пространства, региональный сепаратизм, морально- психологическая неустойчивость общества. Это и многое другое способствует и приумножает нигилизм.

В частности он подпитывается реалиями наших дней такими как политиканство, циничный популизм лидеров всех рангов, борьба позиций и амбиций, самолюбий и тщеславий.

Дают о себе знать эгоизм и властолюбие "ожиревшей" бюрократии, некомпетенстности и бестолковости чиновников, последнее - традиционно для нашего государства.

На личностном уровне правовой нигилизм выступает в двух качествах:

1.как состояние умов, чувства, настроений;

2.как образ действий, линия поведения.

Правовой нигилизм может быть активным, пассивным, стойким, спонтанным, постоянным, ситуативным.

От правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, с одной стороны, а с другой - стремиться избегать юридического фетишизма, т.е. возведения в абсолют роли права и других правовых средств.

В качестве специальных средств сведения к минимуму правового нигилизма следует назвать:

1.обеспечение должного качества принимаемых законов;

2.упрочнение законности;

3.повышение роли суда и проведение судебной реформы в целом;

4.приведение в соответствие с потребностями времени правового воспитания населения;

5.профессионального обучения и воспитания юристов, других должностных лиц.

Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня правовой культуры общества и профессиональной культуры всех субъектов правоохранительной системы.

§Взаимосвязь норм права и правоотношений.

Правоотношения представляют собой форму фактического общественного отношения, которая складывается на основе правовых норм.

В процессе жизнидеятельности люди вступают друг с другом в различные отношения: трудовые, семейные, имущественные, отношения дружбы и любви, отношения, связанные с членством в общественных организациях и другие.

Однако не все жизненные отношения, как известно, регулируются с помощью норм права.
Форму правоотношений приобретают только те отношения, которые регулируются правовыми нормами.

В нормах права содержатся общие юридические права, обязанности людей - типовые образцы тех общественных отношений, которые люди могут или должны придерживаться в соответствии с правовыми предписаниями.

Они реализуются, когда определенные лица выполняют требования правовых норм, т.е. вступают в правоотношения.

Стороны правоотношений наделяются конкретными юридическими правами и обязанностями, в общей форме закрепленные в нормах права, и их поведение строится в соответствии с данными правами и обязанностями.

Таким образом посредствам правоотношений требования правовых норм воплощаются в жизнь.

Между нормой права и правоотношением есть органическая связь:

1.для правоотношения характерно воздействие государственной воли на волю его участников;

2.структура норм права предопределяет структуру правоотношения, при этом гипотеза выступает в форме идеальной модели юридического факта, а диспозиция - в виде идеально сформулированных прав и обязанностей субъектов.

Правоотношения в отрыве от норм права не существуют.

Нормы права не регулируют правоотношения, поскольку они регламентируют фактические отношения и тем самым порождают правоотношения.

§Права человека и правовой статус личности.
Соотношение международного и внутригосударственного права.
Правовые привилегии.

§Права человека и правовой статус личности.

Права человека - неотъемлемое свойство человека. Если человек не обладает правами, то тем самым уничтожается сама природа человеческого существа.
Права человека принадлежат человеку, а не государству. Поэтому они не могут рассматриваться как "дар" государства. Государство способно обеспечить их или уничтожить. В первом случае речь идет о правовом государстве, а во втором - об антидемократическом.
Права человека - это социально-экономические, политические, культурные и другие возможности свободного самоопределения и свободной жизнедеятельности человека.
В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, а также в Международном пакте о гражданских и политических правах отмечается, что эти права вытекают из присущего человеческой личности достоинства.
Свобода отдельной личности, как и общества в целом, основывается на признании человеческого достоинства как абсолютной ценности.
Для свободного общества неприемлемы никакие критерии той пользы, которую человек приносит обществу, когда речь идет о человеческом достоинстве. В демократически организованным обществе нет полезных или бесполезных для общества людей.
Все люди равны перед законом и имеют равное право на защиту своих правовых интересов.
Впервые формальное, законодательное выражение представления о правах человека получили в 1776 году в Конституции американского штата Вирджиния, а затем в Билле о правах 1791 года, который представлял собой десять поправок к Конституции США 1781 года. В 1789 году во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина, оказавшая огромное влияние на политическое, правовое и духовное развитие многих стран мира.
Самой же разработанной и распространненой является классификация прав и свобод в соответствии с предварительным выделением наиболее важных сфер общественной жизни, в которых возникают и реализуются права и свободы.
Другими словами, это подразделение прав и свобод по из социальному назначению.
По этому основанию выделяют четыре большие группы прав и свобод:
1.Политические права и свободы личности - это возможности человека в государственной и общественно- политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, участие в управлении государством и обществом.
К ним относятся: право на объединение, свобода митингов, шествий, демонстраций; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; право на равный доступ к любым государственном должностям; право участвовать во всенародных обсуждениях и голосованиях (референдумах) и другие ...
2.Личные права и свободы - возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности.
Все права, принадлежащие человеку, в равной степени являются личными. Тем не менее в узком смысле слова под личными правами понимается лишь часть прав, непосредственно защищающих личную жизнь и свободу каждого человека.
К ним относятся: право на жизнь; право на личную неприкосновенность; право на уважение; защиту чести и достоинства; свобода совести; право на неприкосновенность жилища; право на свободу передвижения и выбор места жительства и другие.
3.Социально-экономические права и свободы - это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека.
К ним относятся: право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на жилище, право наследования и другие.
4.Культурные права и свободы - это возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в из создании в соответствии со своими склонностями и способностями.
К ним относят: право на пользование достижениями культуры; право на образование; свобода научного, технического и художественного творчества и некоторые другие.

Аналогично различию общего и специального правового статуса различают также общие и специальные права личности.
Общие права принадлежат в равной степени всем гражданам независимо от половой, социальной, религиозной, профессиональной и иной принадлежности. К ним относятся избирательные права, право на труд, право на образование, право на защиту чести и достоинства и др.
Специальные праваэто особенные права, отражающие специфику различных групп населения. Например, права военнослужащих, права пенсионеров, права депутатов и т. д. Правовой статус человека - система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права.

§Соотношение международного и
внутригосударственного права.


В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федераци являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".
Эту норму нельзя понимать упрощенно. Выражение согласия РФ на обязательность для нее международного договора и другие вопросы регулируются Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации".

Применение международного права на территории России проявляется в следующих видах:
1.непосредственное применение общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров в случае пробелов в российском законодательстве;
2.применение ратифицированных договоров вместо не соответствующих им норм российского законодательства;
3.применение не подлежащих ратификации межгосударственных договоров вместо не соответствующих им нормативных актов Правительства;
4.применение международных договоров межведомственного характера вместо не соответствующих им ведомственных нормативных актов.

§Правовые привилегии.

Специфической разновидностью правовых льгот выступают привилегии, под которыми понимают специальные (во многом исключительные, монопольные) льготы для конкретных субъектов, и прежде всего для властных органов и должностных лиц, необходимые им для наиболее полного и качественного осуществления определенных обязанностей.
Особенности привилегий заключаются в следующем.
Во-первых, если льготы призваны облегчать положение различного рода субъектов, то привилегии в основном сориентированы на политическую элиту, на властные органы и должностных лиц. Вместе с тем привилегии устанавливаются не только в отношении властвующих лиц. Как монопольные, исключительные права, они могут принадлежать в определенных случаях и гражданам, предоприятиям, учреждениям, организациям и иным субъектам.
Во-вторых, льготы распространяются на большой круг лиц и имеют более широкую сферу применения. Привилегии же есть специфические льготы, это исключение из исключений. Их не может быть много, иначе привилегии "торпедируют" основные принципы права - справедливость, равноправие и т.д.
В-третьих, если льготы характеризуют специальный правовой статус субъектов, ибо предусматриваются главным образом для соответствующих групп и слоев населения (пенсионеры и др.), то привилегии могут устанавливаться как в специальном (дипломаты, депутаты и др.), так и в индивидуальном статусах (президент РФ), ибо они в большой мере подтверждают исключительность юридических возможностей особо ответственных и иных лиц.
В-четвертых, привилегии ввиду того, что они являются исключительными правами, выступают более детальными и персонифицированными юридическими средствами, следующим по сравнению со льготами уровнем дифференциации правового регулирования.
В-пятых, в силу различных социальных ролей, которые выполняют разные субъекты в жизнедеятельности общества, право, с одной стороны, с помощью льгот пытается "выровнять" их фактическое неравенство, с другой же - посредством привилегий юридиически "выделяет" тех, кому это необходимо для полноценного осуществления специфических обязанностей.

§Понятие правовой культуры.
Механизм реализации и охраны достоинства личности.

§Поняте правовой культуры.

Применительно к личности каждого гражданина правовая культура - это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.

Профессионально-правовая культура - глубокие, объемные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применение в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т.е. высокая степень владения правом в предметно- практической деятельности. Соответственно для каждого юриста это степень овладения профессией, уровень социальной подготовки.

Содержательный анализ правовой культуры предполагает понимание ее как системы овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей.

В структуре правовой культуры в конкретно- социологическом аспекте соответственно выделяют следующие наиболее крупные элементы, которые у юристов-профессионалов имеют свое определенное содержание и качественный уровень:

1.право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю;

2.правоотношения как систему общественных отношений, участники которых обладают взаимными правами и обязанностями;

3.правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности;

4.правовые учреждения как систему государственых органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права;

5.правовое поведение, деятельность.

Правовая культура функционирует во взаимодействии с другими областями или сферами культуры: политической, нравственной (этической), эстетической, религиозной и т.д.

При этом в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господствующей данного общества, так и отдельным его областям. Обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми элементами правовой культуры - магистральная линия укрепления в обществе законности и правопорядка.

В этой связи особо значимым является взаимодействие, взаимообслуживание элементов правовой и нравственной культуры и областей культуры в целом. Обеспечить социально адекватное, законопослушное поведение личности в условиях демократического государства можно лишь через нравственное и правовое сознание одновременно.

Именно, нравственное сознание как элемент нравственной культуры служит непосредственным внутренним (личностным) механизмом определения правовой позиции (выбороа правомерного или противоправного варианта поведения).
Поэтому основными составляющими профессионально- юридической культуры следует считать профессионально- правовую и профессионально- нравственную сферы или области культуры. Быть мастером своего дела в сфере правопорядка - значит обладать высоким уровнем профессиональной культуры.

§Механизм реализации и охраны достоинства личности.

Проблема реализации достоинства личности выступает составной частью реализации прав и свобод личности. Она неотделима от функционирования правового регулирования в целом.
Под реализацией института достоинства личности следует понимать осуществление и проведение в жизнь совокупностью различных юридических и иных социальных действий признанного и конкретноопределяемого правового блага личности - первичной, основной ценности общества - достоинства личности, признание этой ценности государственными органами, общественными орга­низациями, должностными лицами, отдельными гражданами.

Сущность процесса материализации рассматриваемого института заключается в том социально-правовом значении, в том положении, которым индивид пользуется.

Проблема реализации института достоинства личности - это проблема признания за гражданином социально-экономических, социально-политических, культурных, личных и иных прав и свобод, их практического обеспечения соответствующими гарантиями и практического осуществления с целью удовлетворения разнообразных интересов. Механизм реализации института достоинства направлен на обеспечение достойного существования человека в экономической, социальной и культурной областях.

Юридический механизм реализации института достоинства проводится в жизнь с помощью различных норм права, которые в своей совокупности направлены на регламентацию вытекающих из достоинства личности прав и обязанностей. Этот механизм неотделим также и от определенных жизненных обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, расширение или прекращение правосубъективности граждан.

Реализация института достоинства трансформируется в различных правовых нормах, обязывающих, запрещающих и уполномачивающих. Взаимосвязь обязывающих и уполномачивающих норм повышает уровень юридической гарантированности.

"Прирост" эффективности действия этого института во многом зависит от применения конкретных средств и соблюдения правил законодательной техники (своевренная разработка и принятие процедур реализации норм основополагающих актов).

Проблема реализации института достоинства в значительной степени зависит от самого гражданина, уровня правовой культуры личности, степени правовой активности, сознания и чувства собственного достоинства.

Процесс реализации достоинства личности может быть осуществлен в рамках общего правоотношения; в рамках специального правового статуса; в границах конкретного правоотношения. Кроме всего он реализуется в субъективном праве на честь и достоинство и в субъективном праве на судебную защиту чести и достоинства граждан.

К общей характеристике правореализующего процесса института достоинства теснейшим образом примыкает его охрана (защита). Необходимость в защите наступает в случае совершения правонарушения в отношении конкретной личности, когда проявляется неуважение к личности, унижение достоинства, ущемлении и заслуг, репутации, доброго имени.

Средства защиты в зависимости от того какие нормы нарушены они бывают: гражданско- правовыми, административно- правовыми, уголовно- правовыми и иные правоохранительные средства. К указанным средствам относят меры: меры предупредительного воздействия, пресечения правонарушения, защиты субъективных прав и обеспечение юридических обязанностей, юридической ответственности.

Конституция стоит на защите достоинства личности как в целом, так и отдельными конституционными нормами. В этом плане понятие действия института достоинства носит чрезвычайно широкий характер и включает в себя необходимые организационно-политические, идеологические, социальные и пра­овые гарантии.

Процесс реализации конституционных норм института достоинства имеет много общего с понятием механизма действия социалистической конституции.

Он включает в себя такие части:
- совокупность средств и методов, при помощи которых обес­печивается морально-правовая ценность и значимость личности и проявление уважения к человеку, закрепляемое в конституционных нормах в правомерном и социально-активном поведении государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан;
- различные формы воздействия конституции на развитие правовых, организационных и идеологических отношений, выражающих ценность и значимость личности (разные грани достоинства);
- гарантии, направленные на осуществление условий для поддержания достоинства человека и обеспечивающие его достойное существование, содержащиеся в нормах конституции.
Рейтинг@Mail.ru